Доктор Профи, медицинский центр, Новокосинская ул, 13 к 3, Новокосино, Реутов

Москва, Новокосинская улица, д. 13, кор. 3

Телефон: +7 495 106 30 00

электронная почта:  medcentr-mos@yandex.ru

Поиск
Close this search box.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры малышу

 

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

 

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.


Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением.

 

Можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.


Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
___________________________________


ЛАДУШКИ

 

(хлопаем в ладоши на ударных слогах)
— ЛАдушки, лАдушки, где бЫли?
— У бАбушки.
— ЧтО ели?
— КАшку.
— ЧтО пили?
— ПростоквАшку.
Кашка сладенька,
(ребёнок гладит рукой свой животик)
Бабушка добренька.
(рукой гладит себя рукой по голове)
Попили-поели,
(ребёнок гладит рукой свой животик)
Домой полетели.
(машем руками, как крыльями)
На головку сели,
(прижать обе ладони к голове)
Сели-посидели,
Ладушки запели!
(можно начать текст сначала)


___________________________________

 


КОТЕНЬКА-КОТОК

 

Котя, котенька, коток!
(показываем ушки)
Котя — серенький хвосток!
(изображаем рукой хвостик)
Приди котя ночевать,
(складываем ладошки под щёку, наклоняем голову)
Мою деточку качать.
(соединяем ладони перед собой и качаем вправо-влево)
А как я тебе коту
(показываем ушки)
За работу заплачу:
(левая ладонь раскрыта, пальчиками правой руки как будто кладём в неё монетку)
Дам кусок пирога
(разводим руки в стороны)
И кувшин молока.
(соединяем ладони лодочкой, как при умывании, когда набираем воду)


___________________________________


ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК

 

Пошёл котик на торжок,
(показываем ушки)
Купил котик пирожок.
(складываем ладошки лодочкой — пирожок)
Пошёл котик на улочку,
(показываем ушки)
Купил котик булочку.
(одну ручку сжимаем в кулачок и накрываем его второй ладошкой)
Самому ли съесть
(гладим животик)
Или заиньке снесть?
(имитируем заячьи ушки: обе руки — у висков, указательный и средний пальцы прямые, а большой держит согнутые безымянный и мизинец)
Я и сам укушу
(гладим животик)
Да и заиньке снесу.
(показываем заячьи ушки)


___________________________________


ЗАЙКА И ЁЖИК

 

Зайка — ушки на макушке —
(имитируем заячьи ушки: обе руки — у висков, указательный и средний пальцы прямые, а большой держит согнутые безымянный и мизинец)
Скачет, скачет по опушке.
(руки согнуты в локтях, прижаты к груди, пальчики смотрят вниз — имитируем лапки)
А за ним колючий ёжик
Шёл по травке без дорожек.
(ладони соединенны, все пальцы растопырены и переплетены;
шевелим пальчиками, как будто ёжик шевелит иголочками)


___________________________________


СИНИЦА

 

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
(хлопаем ладошками по коленкам)
Завертелась как волчок,
(собранными вместе четырьмя пальчиками одной руки чертим круг по ладошке другой руки)
Чуть присела на минутку,
(складываем ладошки друг к другу)
Почесала клювом грудку
(пальчики собраны, как-будто мы имитируем клюв, вращаем рукой-клювом вокруг своей оси)
И с дорожки — на плетень.
(ручки в стороны и машем ими, как крыльями)
Тили-тень, тили-тень!


___________________________________


ЧИЖИК-ПЫЖИК

 

—Чижик-пыжик, где ты был?
(грозим указательным пальчиком)
—Я на речке крылья мыл.
(делаем движения, как будто моем руки)
Ветер дунул — я упал,
(растопыриваем пальцы и опускаем кисти ладошками вниз)
Лапки в луже замарал.
(отряхиваем руки друг от друга, как будто стряхиваем грязь)


___________________________________


ОЛАДУШКИ

 

Ладушки-ладушки,
(хлопаем в ладоши на ударных слогах)
Мы пекли оладушки,
(указательным правым пальчиком чертим круг на левой ладошке)
Ладушки, ладушки,
(хлопаем в ладоши на ударных слогах)
Помогали бабушке.
(указательным левым пальчиком чертим круг на правой ладошке)
Получилось ровно пять:
(показываем руку со всеми раскрытыми пальчиками, далее загибаем по одному пальчику)
Один Жучке надо дать,
Два — коту с усами,
Два съедим мы сами.


___________________________________


ПАУЧОК

 

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(пальчики правой руки «бегут» по левой руке от кисти до плечика)
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
(тресём руками, как будто стряхиваем капли)
Солнце стало пригревать —
(на обеих руках растопыриваем пальчики и соединяем их в районе больших пальчиков — имитируем солнце с лучиками)
Паучок ползёт опять.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(пальчики левой руки «бегут» по правой руке от кисти до плечика)


___________________________________

 


ЦЫПЛЯТКИ

 

Зёрна курочка клюёт,
(ладони сложены, отклоняем их от себя несколько раз вниз-вверх)
И цыплятки тук как тут.
(обе руки поочерёдно «клюют», пальцы каждой руки собраны вместе)
В воду уточка нырнёт,
(соединяем руки указательными пальцами, ныряем — движение от себя)
А цыплятки не нырнут.
(грозим пальчиком)


___________________________________


ОБЕЗЬЯНКИ

 

Обезьянки вышли погулять,
(поднимаем согнутые в локтях руки и делаем движение «фонарики»)
Обезьянки стали танцевать,
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Но одна из них ушла домой поспать,
(складываем ладони, кладем под щёку)
Потому что надоело танцевать.
(стряхивающие движения руками, как будто стряхиваем воду)


___________________________________


ПОРОСЯТА

 

(поочереди «идём по столу» каждым пальчиком, начиная с мизинца)
Поросёнок забияка
Целый день хвостом вилял.
(мизинец)
Поросёнок лежебока
Спинку об забор чесал.
(безымянный)
Поросёнок непоседа
Носом землю ковырял.
(средний пальчик)
Этот умный поросёнок
Свёклу сам нарисовал.
(указательный)
Ну а наглый поросёнок
(оттопыриваем большой палец и двигаем им)
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал.
(прячем большой палец внутрь кулачка)


___________________________________


КУЛАЧОК

 

Сначала выполнить упражнение одной рукой, потом другой, потом обеими руками синхронно. Исходное положение: руки лежат на коленках ладонями вниз.

Как сожму я кулачок
(сжимаем руку в кулак, кулачок остаётся лежать на колене, пальчиками к колену)
Да поставлю на бочок,
(кулак остаётся на колене, но ставим его большим пальцем вверх)
Разожму ладошку,
(расжимаем кулак, распрямляем пальчики, но ладонь продолжает стоять на колене ребром)
Положу на ножку.
(кладём руку на колено ладонью вниз)


___________________________________

 


КУЛАЧКИ

 

Раз — кулак,
(левая ладонь прямая, правая рука упирается в неё сжатым кулачком)
Два — кулак.
(меняем руки)
Ты умеешь быстро так?
(несколько раз меняем руки: правый кулачок в левую ладонь, левый кулачок в правую ладонь)


___________________________________

 


ЕХАЛ ГРЕКА

 

Ехал Грека через реку.
(Кисти сжаты в кулачки. Руки прямые опущены вниз, затем делаем обеими руками круги: назад-вверх-вперёд-вниз — как будто двигаем воображаемыми вёслами. Можно делать круговые движения согнутыми в локтях руками — тогда движения будут выглядеть, как при прыжках на скакалке.)
Видит Грека: в реке рак.
(имитируем рака: все пальцы прямые, а большие пальчики соединяются и расходятся с остальными — как будто клешня)
Сунул Грека руку в реку —
(опускаем одну руку вниз)
Рак за руку Греку цап!
(другой рукой схватываем опущенную вниз руку)


___________________________________


ЖИЛИ-БЫЛИ ЗАЙЧИКИ

 

Жили-были зайчики
(имитируем заячьи ушки: обе руки — у висков, указательный и средний пальцы прямые, а большой держит согнутые безымянный и мизинец)
На лесной опушке.
(показываем дерево: прямые руки вверх, пальцы растопырены)
Жили-были зайчики
(показываем заячьи ушки)
В беленькой избушке.
(поднимаем руки и соединяем ладони над головой)
Мыли свои ушки,
(одна рука показывает заячьи ушки, пальцы другой руки проводят по указательному и среднему пальцам — они же «ушки»)
Мыли свои лапочки,
(делаем движения, как будто моем руки)
Наряжались зайчики,
(руки согнуты в локтях, кисти на уровне головы, делаем движение «фонарики»)
Надевали тапочки.
(потопать поочерёдно ножками)


___________________________________


ДВА МЕДВЕДЯ

 

Сидели два медведя
На тоненьком суку:
(Руки с кулачками согнуты в локтях, прижаты к туловищу. Покачиваться из стороны в сторону — показываем мишку.)
Один читал газету,
(разводим руки в стороны, как будто у нас в руках газета)
Другой молол муку.
(руки в кулачки, кулачки держим друг над другом вертикально и стучим одним о другой)
Раз ку-ку, два ку-ку —
Оба шлёпнулись в муку.
(кулачки «падают на коленки»)
Нос в муке,
(показываем пальцем на нос)
Хвост в муке,
(показываем пальцем себе за спину)
Ухо в кислом молоке.
(берёмся пальцами за ухо)


___________________________________


ПАЛЬЧИКИ

 

Несильно разминаем ребёнку подушечки пальцев (ногтевые фаланги). Большой палец взрослого ставится на ноготь ребёнка, подушечка ребёнка перебирается между большим и указательным пальцами взрослого. Начинаем с мизинчика.

Мы с (имя ребёнка) играем, (5-й пальчик, мизинец)
Пальцы все перебираем: (4-й)
Этот пальчик — всех длинней, (3-й)
Этот пальчик — всех умней, (2-й)
Этот пальчик — всех короче, (1-й, большой пальчик)
Этот стать побольше хочет, (1-й)
Этот знает все игрушки, (2-й)
Этот — ушки на макушке, (3-й)
Этот прячется в тенёк, (4-й)
Этот — маленький сынок. (5-й)

Вариант 2 для массажа пальчиков:

Кто в деревне живёт?
Лежебока рыжий кот, (1-й, большой пальчик)
Маленький телёнок, (2-й, указательный)
Жёлтенький цыплёнок, (3-й, средний)
Белая овечка, (4-й, безымянный)
Мышка под крылечком! (5-й пальчик, мизинец)
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!

 

Доктор ПРОФИ клиника Новокосино/Реутов
Перейти к содержимому